Когда-то, очень давно, почти ещё в детстве, я услышал историю, которую запомнил на всю жизнь. Не то, что бы историю, а просто рассказ о том, как на соревнованиях по лёгкой атлетике, конкретно на прыжках с шестом, сидел фотограф и щёлкал каждый прыжок, периодически меняя плёнку в фотоаппарате. (Для тех, кто если вдруг не в курсе — стандартная фотоплёнка вмещала всего 36 кадров). На вопрос моего отца о том, что стоит ли переводить плёнку, фотографируя всех подряд, фотограф ответила, что ей неважно, кто в кадре. Мол, в динамике не угадаешь, что получится. Надо сейчас отснять максимально большее количество материала, что бы потом в лаборатории было с чем работать, пытаясь получить 2-3 хороших cнимка.
Фотографирую я с детства. Любимый фотоаппарат — Смена 8М. (Зенит очень тяжёлый, к тому же более уязвимый с точки зрения влаги, ударов и прочих неблагоприятных факторов). Так как брал фотик с собой постоянно, во всякие, иногда очень критичные места, ситуации и условия, то больше, чем на полтора года, его редко хватало. Я их штук пять поменял. Работал с плёнками светочувствительностью от 4 (это карты снимал на Фирме, в лаборатории у Юрия Валентиновича, под его чутким руководством) до 130 единиц. Основной плёнкой тогда была на 65. Эксперементировал с контактной печатью. Это, знаете, когда освещаешь на несколько секунд фотобумагу с наложенным снимком, получая негатив. Печатаешь его, а потом повторяешь эту же операцию уже с ним, получая, соответственно, позитив. Для контрастных снимков, тех же топографических карт, иногда очень неплохо получается. Сколько часов своей жизни провёл в ванной комнате, при красном свете фотолампы, вдыхая запах фиксажа и проявителя!… Снимал, хоть и недолго, и слайды, это когда в самом конце восьмидесятых к нам в Челябинск добрался ГДР-овский Орвохром. Я нехило им затоварился, но приходилось брать в поездки по два фотоаппарата.
Лет двадцать назад перешёл на Кодак. Это когда по номеру кадра в лаборатории тебе спокойно, без забот, только денежку неси, стали делать очень качественные цветные снимки. Кодак — это общее название, почти что нарицательное. Вообще, было четыре основные фирмы. Конкретно плёнка фирмы Кодак отдавала желтизной. Коника — синевой. Агфа — мягкие тона. Я в-основном использовал Фуджи. Для съёмок на природе, в том числе и пещерах, плёнка именно этой фирмы, с моей точки зрения, наиболее оптимальна. Отснял порядка трёхсот пятидесяти плёнок, в полном порядке они хранятся в архиве, с контрольными индексами. Наиболее ценные и интересные кадры в своё время отсканировал. Лет двенадцать назад окончательно перешёл на цифру, печатать фотографии перестал совсем.
|
|
Остановись, мгновенье, ты прекрасно! Так звучит один из самых популярных слоганов. Человек в процессе активной деятельности, в данном случае при физической нагрузке, раскрепощается, становится естественным, красивым. Мне всегда хотелось поймать какие-то такие моменты в динамике, зафиксировать, подловить, показать. Можно, конечно, засесть в засаду где-нибудь на КП или обочине тропинки, но и самому хочется в этот энергетический поток влиться, принять участие. Физически этот процесс, на самом деле, сильно усложняет задачу преодоления трассы. Со старта обычно, пока народ идёт плотной группой, приходится ускоряться, снимать, опять обгонять. Особенно если это красивые места, как, например, в Слюдоруднике. Там, например, в этом году так наускорялся, что к третьему километру состояние было такое, как обычно к тридцать третьему. Причём сильно увлекаться фотопроцессом тоже нельзя, а то всех вперёд пропустишь — и будешь бежать в одиночестве. Что бы снять — приходится останавливаться. Для выбора удачного ракурса надо где-то присесть, где-то на придорожный бугорок вскарабкаться, где-то в сторону уйти, что бы охватить панораму. Получается очень рваный ритм движения. Где-то, обычно это живописные места, приходится туда-сюда поперемещаться, таким образом даже удлинение дистанции можно схлопотать.
|
|
Кого я фотографирую на дистанции? Всех! Кого успею. Но какие-то приоритеты имеются? Конечно! 1). Девчонки. У меня ведь не только с ориентированием всё в порядке. 2). Знакомые. Причем знакомые не обязательно по жизни, а, может быть, только по соревнованиям. Я и знать-то как зовут, может быть не помню, просто лица знакомые, члены Бегового братства. 3). Ярко одетые. Тёмная, какая-нибудь чёрно-синяя одежда, может быть, и практична, но для эффектного снимка нужно что-нибудь яркое, хотя бы даже перчатки или шапочка. У женщин, кстати, с этим делом обычно без проблем. Иногда, если предстоит красивый живописный участок, прошу соседа по дистанции не спешить, а поработать фотомоделью, без специального позирования, конечно. Стараюсь фотографировать тех, кто помогает в проведении данного старта — на регистрации, на пунктах питания, на поворотных точках. Что бы что-то типа репортажа получилось. Хочется подловить какие-то особенности, детали, показывающие и раскрывающие атмосферу мероприятия. Стараюсь показать красоты окружающей природы, на которые спортсмены в процессе соревнований иногда мало обращают внимания. В последнее время иногда даже не заявляюсь, хотя трассу преодолеваю почти всегда полностью. На Айрановских полумарафонах, например, даже чип не беру. Мой старт от линии старта находится в нескольких сотнях метров, что бы народ хоть как-то растянулся. Что бы всех снять, активно использую встречный бег, нарушая правила соревнований. Мой результат — вот здесь, в фотоаппарате.
|
|
У меня когда-то была одна очень нетипичная для фотографов особенность — не только фотографировал, но и старался отдавать фотографии. После того, как полностью перешёл на цифру, фотки печатать перестал окончательно. Выкладывать на интернет-ресурсы не умею, и не хочу уметь, поэтому чаще всего обработанные снимки передаю соответствующим людям (Паша Казаков, Андрей Виноградов, Лёша Потапушкин), которые этим делом и занимаются. Фотографирую прежде всего того, кто меня обгоняет. Ну, или того, кто, соответственно, навстречу бежит. Бег — это движение. Там я не успел среагировать, там фотик не успел сработать, там бегун размазался по кадру… Брак какой-то всегда есть. В пасмурную погоду он выше. Обработка самая минимальная, элементарная. Заключается в кадрировании и удалении явного брака. Если одноплановых снимков несколько, то стараюсь оставлять на одного человека не более двух кадров.
Напоследок коснусь родного ориентирования. Не сочетается оно! Брал фотик несколько раз на дистанцию. Чего, кажется, проще: щёлкнул пару раз — и беги себе дальше, в том же ритме и темпе. А вот нишиша подобного! Вырубает напрочь! Пробовал три раза, эффект всегда одинаковый — последующий залёт, блуждание, потеря времени. Можно, конечно, это дело тренировать специально, но зачем?! Проще специально гулять по дистанции, без карты, карауля спортсменов с соответствующей техникой в соответствующих местах. Другое дело — Рогейн. Вот это — да, простор для творчества огромный. И места живописные попадаются, и точки красивые, в том числе с панорамными видами. Главное — что бы напарник к этому делу спокойно относился, готов был пожертвовать несколькими минутами из общего результата. У меня есть по крайней мере штук семь рогейнов хорошо обфотканных, в том числе и суточный. Каждый рогейн — это как событие, настоящее приключение, туристский поход. В этом году, например, Андрей Васильевич в этом плане прямо настоящий праздник устроил. И я об этом, наверное, ещё когда-нибудь расскажу…
Некоторые фотографии Леонида в альбоме.