Хочется представить самую первую зимнюю карту Челябинской области. Район охвачен огромный, популярный благодаря многочисленным стартам, периодически проводимым здесь в последние годы. Хотя на момент появления вот этого произведения неё вошла только одна, относительно небольшая карта, про которую когда-нибудь обязательно ещё расскажу отдельно, основная же площадь не была ещё детально отрисована. Чем, вообще, зима отличается от лета? Да почти ничем! Это если говорить про какую-нибудь Кубу или Гватемалу. А у нас в регионе, да и почти во всей территории нашей необъятной Родины? Прежде всего — наличием снега. Который затрудняет перемещение по местности. Лыжи приходится одевать! А для проведения зимних соревнований по спортивному ориентированию требуется серьёзная работа по прокладке лыжней, по которым могут перемещаться спортсмены. Так сложилось, что существует два основных вида зимней дистанции: заданка и маркировка. В 1981 году в издательстве «Физкультура и спорт» вышла книга С. Б. Елаховского «Спортивное ориентирование на лыжах». Сто двадцать страниц, цветные иллюстрации в виде карт, тираж сорок семь тысяч экземпляров (если, кстати, кому-нибудь надо для коллекции, то могу подарить, обращайтесь). Давайте, заглянем в оглавление. Маркированной трассе уделено семьдесят две страницы, заданному направлению — двадцать. Серьёзная диспропорция! Чем она вызвана? А вот цитата: «к сожалению, статистика трасс зимнего заданного весьма бедная (10 соревнований класса мастеров, проведённых в нашей стране в 1972 — 78 годах против 143 на маркировке)». Каково?! Анализируя шестнадцать факторов, изучая анкеты авторитетных спортсменов и судей, анализируя все плюсы и минусы каждого вида, автор приходит к выводу, цитата: «итак, общий счёт своеобразного соревнования двух видов лыжного ориентирования — 7:6 в пользу маркировки». На момент выхода книги штраф за отклонение на один миллиметр от истинного положения КП составлял одну минуту. В списке чемпионов СССР дважды, в 1978 и 79 годах, указан наш Михаил Зорин. Параметры дистанции порядка 18 км, 15 КП. Штраф у него — ноль. Слишком сурова цена ошибки, что бы можно было себе её позволить! Вообще, Михаил на протяжении чуть ли не десятка лет, причём и зимой, и летом был лидером сборной нашей страны, выигрывал почти все крупнейшие соревнования, в которых имели возможность принимать участие советские спортсмены.
Где-то, когда-то , от кого-то я слышал, что буржуины не имели понятия, что это такое. Они просто прокатывают дороги и тропы, имеющиеся на карте — и гоняются как летом. А маркировка, мол — это чисто советское изобретение, от бедности. Снегоходов-то не очень много в регионах, сложно готовить большие площади. А так — карта обычная летняя, трассу ногами протоптал, в четыре следа (что бы палки не проваливались), и готово. Взвод солдат или роту студентов запусти, а чаще всего — коллектив спортсменов, который отвечает за проведение данного старта. Когда со второй половины восьмидесятых годов, после вхождения нашей страны в международную федерацию ориентирования IOF, появилась широкая возможность обмениваться опытом, то они, мол, оценили маркировку и даже стали использовать её в тренировочном процессе. Тенденция же развития заданки привела к появлению современной густой зелёной сетки, с выбором очень неестественных вариантов. В выше упомянутой книге это пророчески предсказывается следующим образом: «можно предположить, что поклонники зимнего заданного в ближайшие годы придумают что-нибудь ещё». Автор в перспективах развития указывает на то, что для проведения зимних соревнований нужны специальные, простые карты. То есть такие, на которых не прорисована мелочёвка, которая совершенно не нужна в зимнем заданном. Да и вдоль лыжни, мол, можно наносить объекты только наиболее крупные, так как после хорошего снегопада половина мелочей исчезает.
Эта карта, не знаю, как в масштабах страны, но у нас в области, точно, первая, которая нарисована конкретно под зиму. Смотрелась на момент её выхода, в 1984 году, очень необычно. Это была, в какой-то степени, революция, прорыв. Подготовлена к очень крупному старту — Первенству вооружённых сил СССР, тому самому «соревнованию класса мастеров». Правда, класс указан Б, так что в этот день выполнения, скорее всего, не было. Маркировка проводилась в Травниках, заданка — здесь. Тогда ещё, скорее всего, не было мысли о том, что надо вносить прокатанные лыжни, надо было просто-напросто прокатать все существующие тропы и дороги. Скорее всего при этом активно использовались силы солдат местных гарнизонов. Да и со снегоходами, наверное, особых проблем не было, административный ресурс очень мощный, ради такого дела привезут откуда надо и сколько надо. За южным обрезом карты, на берегу озера Еловое, располагается санаторий УралВО, в котором жили участники тех соревнований. Для наших же областных стартов в последующие годы традиционно использовалась лыжная база ЧКПЗ, которая находится в правом нижнем углу, на северной окраине города, недалеко от станции Чебаркуль. С логистикой проблем никаких, трасса Мисяш — Миасс проходит по южному обрезу карты. Машинами на соревнования тогда мало кто приезжал, а вот для школьников автобусы были обычным делом.
Как выглядела дистанция, в рамках тех общих тенденций? Для того, что бы был выбор вариантов, нужно сделать так, что бы на перегоне было несколько, причём чем больше, тем лучше, развилок. Как этого добиться? Сейчас — густотой сетки, а тогда приходилось делать большие перегоны. Поэтому в зимних заданках колличество километров намного превышало колличество КП. Здесь представлено две дистанции — первенство города 1985 и 1986 годов. В первом случае параметры 14,4 км, 7 КП, во втором — 17,7 км, 8 КП. Представляете?! Даже больше, чем сейчас! Таким вот было ориентирование тридцать лет назад. При этом очки, идущие в зачёт личного первенства города, на заданке были самые высокие из трёх туров (ещё были лыжная гонка и маркировка, а эстафета, соответственно — командный вид), их получали только за первые пятьдесят результатов.
Что сказать о местности? Озёрный наш край! Здесь мы видим их целую россыпь: Еловое, Табанкуль, Малый Теренкуль, Большой Кисегач, Боляш, Большой Сунукуль, два ещё каких-то, совсем крохотных. Мне неоднократно удавалось путешествовать здесь на туристской байдарке, перенося судно через узкие, а иногда и не очень узкие перешейки. От Большого Миассово до Малого Кисегача, например, волок почти три километра. Острова местные — это нечто, каждый — отдельная песня! Где-то просто груда валунов, возвышающаяся над водой буквально на пару метров, а где-то огромная залесённая гора на десяток горизонталей. Посреди огромной акватории вдруг под днищем появляется отмель диаметром с десяток метров, не доходящая до поверхности буквально один метр. А базары птичьи, расположенные на южных берегах некоторых островов, вычисляемые издалека по камням белоснежного цвета?! Когда приближаешься к такому месту, например появляясь неожиданно, огибая остров, то на тебя, сужая круги, начинают пикировать этакие штучки, с размахом крыльев больше метра, посыпая помётом… Что у них там, в голове, творится, клювики-то явно не из папьемаше сделаны. На что они способны пойти ради защиты гнёзд?! Даже страшновато становится! За один раз удавалось проходить максимум семь озёр, от Верхних Карасей до Чебаркуля. Это, конечно, не одиннадцать, как в районе Каслей, но, тем не менее… У восточного края карты располагается воинская часть, танкодром и тому подобные сооружения, переходящие за дорогой Чебаркуль — Непряхино в полигон. В центре — Солдатский пляж, гарнизонная баня, Водонасосная станция. В юго-западной части — Чебаркульская курортная зона: пансионат Утёс, санатории Кисегач и Еловое, несколько баз отдыха, которые функционируют только в летнее время. На юге — посёлок Каменный карьер, городские улицы Шоссейная и Вокзальная. Довольно толковое и детальное описание этой местности, актуальное и на сегодняшний день, сделано ещё в 1770 году академиком Петром-Симоном Палласом. Пользуясь предоставленной возможностью, с удовольствием привожу следующую цитату, в скобочках — мои примечания.
По причине растений (гербарии собирал) объехал я по стороне озеро Именкуль к горе Имень (про богатства недр Ильменских гор тогда ещё ничего известно не было), а оттоль возвратился назад к упомянутому устью Елового озера, что бы осмотреть глинопромывальную фабрику в шести верстах к северу от крепости лежащую, заведённую в 1752 году, в которой оная изрядная фарфоровая земля для Императорской Санктпетербуржской фабрики очищается (это территория современного санатория Кисегач, западный обрез карты. Глину привозили с копей, расположенных в восьми километрах к востоку, на северном берегу озера Мисяш). Обратился я вдоль сего, два кустарником покрытые острова (один из них на карту попал, в самом левом нижнем углу) имеющего озера к северу и наехал вскоре на идущую туда из крепости обыкновенную дорогу. По оной между двумя, одно подле другого лежащими озёрами, переехал я узкий проток, оные озёра соединяющий (слева внизу виден, заболоченный), и имея вправо Табанкул, а влево Теренкул, за две версты прибыл на фабрику; сия лежит между Теренкулом и другим озером Большой Кисегаташ именуемым. Все сии озёра, и другие два, Малый Кисегаташ и Сунукул, лежат близко одно от другого (про Боляш почему-то не упоминается, хотя он тоже рядом совсем). Здесь надлежит примечать, что хотя Еловое озеро соединено с Чебаркулом, сообщающимся сверх того с полуденной (южной) стороны с Еланджиком (знакомое название?) и истекающим Коелгой, однако все прочие, несмотря на то, что близко лежат подле оного, никакого сообщения с ним не имеют, но истоки свои имеют к северо-западу от реки Мияс следующим образом: Табанкул имеет великое сообщение с Теренкулом, и оба лежат весьма близко подле Елового озера; из Теренкула есть проток в большой Киссегач, в который так же течёт каналом и лежащее на восток несколько подалее озеро Сунукул; Большой вливается в Малый Киссегач, а сей в озеро Мияссау (это Большое, а затем Малое Миассово, через речку Караси идёт сток в реку Миасс, ниже Кулуево).