Хочу представить самую зимнюю карту города Миасса. Почему зимнюю, карта-то обычная летняя? А потому, что ни разу по ней летом не выступал! И есть на это объективные причины — маленькая рабочая площадь. Она была очень популярна в середине восьмидесятых. Вышла в 1982 году, автор не указан. Пусть Сергей его назовёт. Интересна тем, что делится на две части непреодолимым ни зимой, ни летом препятствием — рекой, делящей площадь на две почти равные части. Даже помню какой-то старт, на котором, наверное, это была маркировка, вторая половина была заштрихована жирным фломастером, что бы, видимо, участник случайно не перепутал, на каком берегу находится. Левая часть очень удобна под заданку, для маркировки там мало места. Правая же удобнее для маркировки, хотя заданку там тоже как-то раз бегали, эстафету на облсовете ДСО Труд, со стартом с севера, прямо из карьера.
По левой половине карты, с юга на север, проходила трасса Тургоякского лыжного марафона. Переходила от шоссейки в самом левом нижнем углу на русло реки Миасс на севере, под автомобильный мост. Длина дистанции — 45 километров. Готовили её года с восемьдесят второго до девяносто шестого, причём в течение многих лет, особенно поначалу, трассу прокатывали в декабре и поддерживали всю зиму. Можно было в любой день приехать общественным транспортом в город Миасс или на станцию Тургояк, и прокатиться по замечательной красивой лесной трассе с серьёзными перепадами высоты. В 1987 году, например, мне это удалось сделать семь раз. Сам марафон проходил в феврале, за две недели перед Европой-Азией, который частично использовал его трассу, прежде всего замечательный почти пятикилометровый прогон вдоль озера Кысыкуль. Какая там царила атмосфера!!! Народу — тьма! Кажется, весь город вставал на лыжи! С утра, по мере прихода, запускали, без учёта времени, но с регистрацией, конечно, совершенно бесплатной, всех желающих. Они официально назывались туристами. В десять или одиннадцать часов был старт самой гонки. Пункты питания, в-основном это было тёплое питьё, были заточены прежде всего именно на эту категорию, но обслуживали всех.
Дистанция, размещённая в правой части, на юге — первенство обкома Машиностроения, февраль 1983 года. Запомнилось, как после финиша дружно выталкивали в гору по обледеневшей дороге наш автобус. Это был уже не первый раз в ту зиму, алгоритм действий уже наработан. Кто-то за лапником и ветками сразу побежал, кто-то что-то как-то , в-общем чётко проявились слаженные действия коллектива, махом его выкатили на хорошую дорогу. Кстати, об автобусах. В Миассе это были всегда заказные, обычные рейсовые городские жёлтые ЛиАЗы. И у всех, как на подбор, на табличке с указанием маршрута значилось загадочное слово: Лепешковая. Много позже, когда подробные генштабовские карты в обороте появились, я увидел на месте расположения ракетного центра имени Академика Макеева название «урочище Лепешковая гора». Машгородок-то изначально специально под это дело строился, его жизненный ритм когда-то напрямую зависил от него. Поэтому к началу смены, видимо, большие массы работников вот этими служебными автобусами привозились на работу. Ну, а в выходные иногда от этого дела перепадало и спортсменам. Особо примечательно то, что от места данного старта до проходной ракетного центра, то есть той самой Лепешковой, менее километра.
Левая дистанция — точно не помню, год 1989-90-й, первенство обкома Машиностроения, одно из последних. Обратите внимание на петли между крайним КП и финишем. Это не рука у меня дрожала, это я так символически пытался нарисовать траекторию своего движения. Дело в том, что призма висела намного южнее, на поляне. Система старта была какая? Всего, например, двенадцать команд. По четыре участника, это номера на сто, двести, триста и четыреста. Женщины, соответственно, пятьсот, шестьсот, семьсот и восемьсот. Сотый стартует параллельно с пятисотым и так далее. Команде нашей, например, достаётся по жеребьёвке четвёртый номер. Сами участники решают, кто на какой сотне стартует. Обычно ставились по возрастающей, сильные — в конце. А тут мы чего-то перемудрили. По погодным условиям (то ли оттепель, то ли что) решили, что Витале Просвирину лучше бежать в конце, а я побегу в первой группе стартующих, на сотом номере. О том, что имеющиеся на местности лыжни можно внести в карту, мы тогда даже не догадывались, во многом зимняя заданка была лотереей, повезёт — не повезёт встретить лыжню там, где ты её хотел бы встретить. Насчёт выбора вариантов — сами видите как. Практически всё решала лыжная подготовка. На уровне Первенства обкома Машиностроения она у меня соответствовала. В-общем качусь на финиш намного раньше, чем кто-нибудь . На поляне висит призма. Что сделает нормальный человек, увидев в лесу призму? Если не отметится не глядя, то, как минимум, подъедет, номер сверит. А зачем проверять, время терять?! У меня до КП ещё более ста метров! Настроение — супер! Лечу на финиш. Стартовал первым, в лесу никого не встретил, но пробежал отлично, наверняка выиграю. Приезжаю — КП нет. Прикатываю на финиш: последнего КП нет! Да нет, говорят, есть. Еду обратно. Ну нету его! Возвращаюсь к финишу: нет КП! Да нет, говорят, есть! Еду обратно. Ну нет его! Возвращаюсь к финишу: нет КП! Да нет, говорят, есть! В-общем развлекаюсь я таким образом, а время-то тикает! И не в мою пользу, кстати. Уже и ехать искать не хочется, знаю, что его там всё равно нету. Вот уже народ финишировать начинает. Есть последний КП? Да, есть! Вот, говорят, видите, есть он всё-таки. Это что, тот, на поляне?! Он же у вас на горке, в лесу нарисован! Куда деваться, съездил, отметился. В итоге даже в призы не попал, впервые за пять лет. Такая вот печальная история. Для меня печальная. Коля Кловин, помнится, очень доволен был.: )
Для того, что бы показать тенденции современного ориентирования, почти без комментариев, приведу вот такую карту. Первенство города Миасса, четвёртое марта две тысячи семнадцатого года, то есть буквально месяц назад. Современная карта, масштаб в два раза крупнее. Умудрились не просто уложиться в четвертинку той, но и накрутить аж целых восемь километров маркировки. А какая дистанция! Этакое ретро. Лыжня — как в старые добрые времена, в один след! Проложена без дорог, прямо по лесу. С неожиданными поворотами, карабкается по заросшим склонам. Люблю я приезжать в Миасс на этот традиционный старт! Пользуясь случаем говорю большое СПАСИБО Сергею Гаврилову.