Тактыбай юг
Ровно посередине пути между Челябинском и Миассом расположена железнодорожная платформа Тактыбай. У Толика Москвичёва, помню, в дневнике было написано: Так ты бай?! Если открыть словарь, составленный Остапом Сулейманом Берта-Мария-Бендер-беем в поезде, движущимся на смычку Восточной магистрали, куда он спешил на встречу с подпольным миллионером Александром Ивановичем Корейко, то можно прочитать: Бай — нехороший человек. Но мы его открывать не станем, а обратимся к более близкому и понятному нам словарю Николая Ивановича Шувалова «От Парижа до Берлина по карте Челябинской области», изданию третьему, где можем подчерпнуть информацию о том, что когда-то на почтовом тракте из Челябинской крепости в Кундравинскую слободу находился Туктубаевский Ям. Это название в искажённом виде было перенесено на железнодорожный остановочный пункт. Туктубай — забытое этническое наименование башкирской семейно-родственной группы, кочевавшей по реке Биргильде и входившей в родовое объединение «табын». В основе её названия — известное в древности тюркское имя Туктубай, где Тукта — «остановить», «прекратить» и типовой имяобразующий компонент бай. Это имя-заклинание. По древнему обычаю, имя со словом тукта давалось ребёнку в той семье, где дети постоянно умирали. Оно выражает пожелание родителей, что бы дети больше не умирали.
Я уже писал про карту, которая расположена к северу от железной дороги (ссылка на СВОЧ — 9), теперь расскажу про ту, которая к югу. Карта уникальна (опять это сильное слово, но куда деваться, приходится употреблять!) тем, что на ней имеются две магистрали. По северному обрезу проходит железнодорожная. Самаро-Златоустовская железная дорога, с конечной станцией Челябинск, часть Транссибирской магистрали, самой протяжённой на нашей планете. Конкретно этот участок был запущен в эксплуатацию в 1892 году. По южному обрезу проходит автомобильная трасса федерального значения М-5 Москва — Челябинск. От Ромы Павлова впервые, а спустя много лет, тоже от кого-то из Миасцев, услышал интересное название — Пекинка. Типа, Москва — Пекин, что ли? Конкретно этот участок был сооружён в самом конце шестидесятых годов. К западу от Челябинска, на протяжении почти трёхсот километров, железка и шоссейка идут параллельно, то приближаясь, то удаляясь друг от друга, попадая в поле более десятка спортивных карт, дак вот на всём протяжении эта — единственная, которая их связывает непосредственно. Автор — Драпкин Михаил Арнольдович. Нарисовал он, если смотреть по площадям, достаточно много. Только цветных четыре, а наверняка ведь ещё что-нибудь черно-белое было, более раннее, тиражируемое способом фотопечати, без указания авторства. Про Шершни и Травники отдельные статьи обязательно ещё напишу, но абсолютным его шедевром, конечно, является карта Парка, Северная часть и Треугольник, которая увидела свет осенью 1982 года, сначала в масштабе двести метров. А вот именно на этой карте я однажды вдруг совершил открытие, задумавшись о работе Автора карты. Приезжаем мы, бегаем, всё в порядке, всё хорошо, так и должно быть, вроде как иначе и быть не может. Но ведь кто-то же делает это, готовит, и как готовит! Каждая ямочка, каждый выступ леса прорисован… Что называется — захотелось сказать ему Спасибо. Спустя пять лет после меня на этой же карте совершил открытие для себя другой человек. Помню лицо Олежки Губернаторова, который после очередного тренировочного старта взахлёб, с восхищением, рассказывал: оказывается, обогнул ямку с другой стороны — и проиграл уже, хотя вроде бы, казалось, одним вариантом бежали!
Карта очень большая, поэтому полная площадь практически никогда не использовалась, для удобства работы приходилось её резать. Причём отрезанные части, скорее всего, в последующем так и не использовались в связи с логистикой. Вариантов заезда-то всего два. Сама железнодорожная платформа расположена на северо-востоке, там, где забор у железки, где старт показанной дистанции. Все старты примерно там и были, неподалёку. Бегал здесь всего раз пять. Как-то они все слились, перемешались, деталей почти не помню. Поздней осенью восемьдесят первого года мы, Лен ДПШ, ехали из Челябинска сюда на тренировочный старт, пешую маркировку. Весь остальной народ приезжал из Миасса, со сборов на Ильменской турбазе. Дак вот, наша электричка проехала Тактыбай без остановки, поэтому пришлось выйти на следующей, в Бишкиле. Подождав там с пол-часика, подсели в электричку к народу, едущему из Миасса. Но самым запоминающимся стало первенство области, группа А, зимой 1982 года, со стартом с асфальта, с трассы. Помню, как пытался разобраться в этих канавах. Кстати, о проихождении их не имею никакого понятия. Просто так на ровном месте такого не нароют. Военка, геологоразведка? Съездить надо как-нибудь на местность, посмотреть. Автобусами из города туда выезжали, с колёс и стартовали. Представляете картину? Караван стандартных городских ЛиАЗов стоит на обочине, дети именно в них переодеваются, собираются, лыжи готовят. Вышел из автобуса, спустился с обочины на пашню, одел лыжи и покатил к старту, который расположен на опушке леса, примерно в двухстах метрах. А если мороз, ветер, снегопад? Не угадаешь ведь заранее, планируется-то старт минимум — за пол-года.
Первенство области тогда проводилось в двух группах — А и Б (сидели на трубе), без учёта возраста, четыре юноши и четыре девушки. Это, наверное, как лиги, например Высшая и Первая. Или Премьер, не знаю точно, как они там называются. В группе А определённое количество команд, например десять. По результатам выступления нижние две вылетают на следующий год в группу Б, а, соответственно, две верхних оттуда перемещаются в А. Наш родной Ленинский район как раз на этой грани и балансировал, причём не только в ориентировании. Как раз в этом же году мне довелось защищать его честь на областных лыжных соревнованиях, в Златоусте, так, что мы в группу Б вылетели. Здесь была такая же история. Вот протокол следующего года, в группе Б команды: Ленинский район, Кусинский, Уйский, Агаповский, Троицкий, Октябрьский, Нязепетровский, Троицк, Еманжелинск, Пласт, Коркино. Как говорил мой тренер, Валерий Яковлевич Ищенко — первенство области среди деревень. А вот протокол результатов именно этого старта. За девчонок не скажу, а вот Ленинский район, юноши: 19, 27 (это я, 14 минут штрафа) и 30 место, Игорь Сысоев снят по семь один одиннадцать. То есть больше чем на половине КП у него максимальный штраф, три минуты. В соревнованиях группы Б, кстати, этот пункт не применялся, потому, что очень часто там у большинства народа штраф был сильно приближён к максимально возможному. Откуда ориентировщиков взять, если зачастую у тебя в районе ни тренера, ни даже карты какой-нибудь не имеется? Лыжника проинструктировал как надо, он прокатился, куда-то там чего-то натыкал — и порядок, зачёт есть, результат особо и не важен.
Проблемой пригодности лесостепных районов к рисовке карты является малое количество леса относительно полей. Кому интересны пустые гоны — переходы из массива в массив? В данном случае местность очень интересная, насыщенная, поэтому, видимо, спустя много лет Василий Андреевич Балаев взялся за её корректировку. Первым этапом стало создание северной карты, что описано мной в СВОЧ — 9, а вторым — вот этого произведения, в паре с Максимом Столяровым. Площадь задействована нехилая, люди и без этого занятые, поэтому работы велись в течение нескольких лет. По ней я бегал всего два раза. Сначала какой-то детский был. Мне дали кусочек карты, я пробежал без протокола, но не сдал, как полагалось, его, а притырил себе, в наглую. Вот она, написано: Майская Полянка 89 год, второй день, эстафета. Через пару недель здесь же был один из туров первенства города. Был разговор насчёт того, что бы провести по этим картам традиционный осенний Марафон, но не знаю, было ли это реализовано, я его не бегал. Что ещё рассказать? Макс, помню, смеялся: карта только вышла, а уже корректировать пора — отдельно стоящее дерево спилили на дрова. А, вообще, очень интересно сравнивать две таких очень интересных и для своего времени передовых, детально прорисованных карты, что бы увидеть тенденции развития нашего вида спорта. Я молчу про то, что бы создать современную версию, хотя бы на фрагменте. Сама местность, мне кажется, сделать это позволяет, соответствует всем критериям. С логистикой проблемы. Дорог нет, подъезда удобного автомобильного, а электричками народ уже не поедет. Да и электричек-то уже почти не осталось…
P.S. С Юрием Валентиновичем вот пообщался, решил сделать здесь следующее уточнение. Три раза, в 1975, 76 и 77 годах, первенство области среди школьников проводилось в формате зональных соревнований. Сначала четыре местных старта, а потом общий финал. С 1978 года — по вышеописанной схеме, с разделением по региональному принципу на А и Б (сидели на трубе).