Хочу рассказать про первую карту Челябинской области, созданную детским коллективом. Тем самым, в жизни которого я принимал самое непосредственное и активное участие. Строения в правом нижнем углу — платформа Тактыбай. Это перед Бишкилём, как раз ровно середина расстояния между Челябинском и Миассом. Электричка для ориентировщиков в те годы была основным и очень надёжным транспортным средством, интервалы на западном направлении составляли не более полутора часов. К югу от железной дороги есть большая и интересная карта, про неё отдельная история будет.
Вот эта карта замысливалась нашим тренером, наверное, не только с точки зрения практической целесообразности (новая карта в новом районе — всегда хорошо), но и для участия в тренировочном процессе. Человек, который сам рисовал карту, воспринимает её уже как-то по другому, более осмысленно. Приучает уметь ценить труд организаторов соревнований. Это очень полезное упражнение. Используется эпизодически на отдельных тренировках, а настоящая серьёзная работа с такой вот практической реализацией — это очень здорово. Когда у карты несколько творцов, обычно рисуют схему, по которой можно вычислить, кто из авторов какой участок нарисовал. Здесь такого нет, по нескольким причинам. Вообще, список авторов практически исчерпывающий, в нём не хватает всего двух фамилий — Миша Гец и Володя Ретунских. Они не нарисовали ни одного какого-нибудь конкретного участка, но зато сделали основную черновую работу — с мерным шнуром исходили всю площадь по заданным маршрутам, вбивая через определённые расстояния колышки, создавая опорную сеть. Космоснимков-то тогда ещё не было в принципе, аэрофото было большой редкостью (я про это ещё когда-нибудь расскажу), почти экзотикой. Все полевые работы были осуществлены в течение осени 1984 года.
Так и хочется спросить: а где же тут фамилия на букву В, как такое дело прошло мимо меня? Да даже не знаю! Наверное, потому, что никогда не зацикливался на чём-то одном. Что ориентирование, что в последствии спелеология… То ли гараж с отцом в том году строили, то ли дом в саду перестраивали… Может быть, если бы рисовал тогда карту, то не жил бы сегодня за городом, среди берёзок…: ) В августовском лагере, в Верхнем Уфалее, когда разговоры на эту тему велись, я от них как-то устранился. Никто особо и не приставал. Если бы попросился, то, несомненно, получил бы свой район для рисовки. Всё моё участие выглядело следующим образом. Заявился однажды, уже поздней осенью, на вокзал, к электричке. У всех свой фронт работ, конкретная задача на день. Куда тебя девать (что бы не мешался, раз всё-таки припёрся)? Вон, иди с Мишей и Димой. В итоге мы втроём, очень бодро и весело, с шутками-прибаутками, погуляли на свежем воздухе, по сокрашённой программе из-за начавшегося нудного осеннего дождика. Прошли по кромке поля от шестого КП в сторону двенадцатого, вбивая через каждые сто метров колышки.
Помню торжественный момент, когда на Фирму вносятся упаковки с тиражом, привезённым только что с фабрики. Народ окружил кольцом, плечо к плечу: ну, давайте, показывайте, что получилось! Никто ведь, даже автор издательских оригиналов, не представляет, как будет выглядеть на бумаге итоговый результат. Изучив список авторов, Дима Ретунских строит соответствующее выражение лица, на что Василий Андреевич, который, видимо, этого ожидает, заявляет: Там, на обороте, есть ещё две фамилии, спасибо, ребята, за ваш огромный вклад в наше общее дело. После общей эйфории начинается более детальный разбор: а не слишком ли громоздко смотрятся на западе постройки деревни Аджатарово? А как получилась земляная насыпь, идущая вдоль железной дороги?… Настоящий праздник! Даже для тех, кто не участвовал непосредственно в работе. Наверняка чаепитие было торжественное.
Видимо, для большинства участников этот проект стал единственным опытом подобного рода. Макс Столяров с Василием Андреевичем через пару лет выдали прекрасную карту Тактыбая, к югу от этой, за железной дорогой. Впрочем, у Макса и до того был хороший опыт по вычерчиванию карты Верхнего Уфалея. Миша Гец поступил в МФТИ и уехал учиться в Москву, там нарисовал несколько карт небольших парков. Однажды как-то в течение нескольких секунд промелькнул по Центральному ТВ как победитель Приза Телевидения (были такие массовые соревнования во многих городах нашей страны, в том числе и у нас в Челябинске, аналог современного Российского Азимута), мы очень этим гордились — наш человек! Он ногами-то всегда неплохо соображал, там вот дорос. Мне удалось спустя много лет реализоваться в спелеологии. Участвовал в исследовательских экспедициях на Памире и Кавказе, много ездил у нас на Урале. Неоднократно удавалось участвовать в первопрохождениях, отснял в общей сложности более десяти километров подземных лабиринтов.
Выступал я по этой карте… Один раз! Насколько помню. Какой-то детский старт весной 1986 года. Я уже на заводе работал, вне конкурса бежал, на первой стартовой минуте. С небольшим залётом показал лучший результат. Что поразительно — вот про эту дистанцию не помню ничего. Ну, совершенно ничего! То есть абсолютно! Но раз есть она в архиве, то, значит, я её всё-таки бегал. Судя по надписи — первенство города 6 июня 1987 года. Зимние старты тех годов помню очень хорошо. Первенство проходило в четыре тура, из них первый — лыжная гонка, заключительный — эстафета. На гонке очки получали только первые 30 участников, на маркировке — 40, на заданке — 50. Пролетая на лыжной гонке мимо очков, попадая на заданке и маркировке в десятку, по сумме прочно попадал в эту самую десятку. Летом я, кажется, даже в двадцатку ни разу не попадал, поэтому не было таких ярких эмоций и впечатлений, многое забылось. Соревнования проводились в одни выходные, соответственно, только два тура. Второй день — эстафета. В те годы появилась тенденция в борьбе за повышение скорости спортсменов, даже на чемпионате СССР бег по стадиону включали в программу, коснулось это и нас. По крайней мере один раз, точно, бежали пять километров на стадионе Калибр. Это 86 или 87 год. Соответственно, третий тур, причём проходил он в пятницу вечером. Во веселуха! Представляете? Отработав смену (проведя почти десять часов на ногах), еду в переполненном троллейбусе с КПЗиСа в парк. Обедал пять часов назад. Чем-то перекусить надо, но что-нибудь лёгкое, что бы не поплохело на бегу. В сумке, на ощупь, отламываю небольшие кусочки от уже затвердевшего от старости дежурного резервного источника питания — плавленного сырка, кладу его в рот и сосу помаленьку. Что-то привкус непонятно какой. Что там такое? Дай-ка гляну. Тьфу, да он весь плесневелый, зелёный уже!
Что сказать про эту дистанцию? Начальником, скорее всего, был Василий Андреевич Балаев. Наверняка Макс Столяров ему помогал в постановке. Возможно, в судействе воспитанники участвовали, мы ведь даже судейские категории оформляли, кто успевал набрать нужное колличество стартов. Параметры нехилые! Четырнадцать километров. Особенно если накануне бежали пятёрочку по стадиону… Судя по пируэтам, которые я исполнял на втором, пятом и тринадцатом КП, речи о каком-нибудь боле-менее приличном результате идти не может. Понятно, почему ничего не помню! Человеческая память — она ведь очень избирательна. Старается сохранить всё самое лучшее и приятное, а вычёркнуть отрицательное и негативное. Именно этот механизм позволяет выжить человеку в мире суровой действительности. Складывается ощущение, кстати, что после десятого КП была смена карты, слишком плотно накручены витки дистанции. Вообще-то такое у нас почти не практиковалось, но в данном случае, похоже, это очень вероятно.
P.S. Ура, не поленился — залез в архив, нашёл эти результаты! На кроссе первый — Сивков Валера 15.42, я — сороковой 17.30. В Тактыбае первый — Зорин Михаил 1.01.01, я — семьдесят второй 1.33.47 (интересно, а сколько всего, участников-то было? В моей выборке восемьдесят пятым Александр Рычагов записан).
Годом раньше, в 1986 году, на кроссе первый Кокорин Сергей 14.57, я — тридцать седьмой 18.05. На заданке в Кошкуле первый — Кокорин Сергей 1.20.30, я — семьдесят четвёртый 2.20.06. Насчёт непопадания в двадцатку — это я себе явно польстил. Кстати, судя по занятым местам выступал я довольно-таки стабильно. Правда, в данном случае стабильность — признак не мастерства, а чего-то немножко другого…: )