Астапова Тамара
31 мая
Интервью с Астаповой Тамарой Федоровной
Для многих спортивное ориентирование – это не только серьезное увлечение или вид спорта, а значительная часть их жизни. Ориентировщики проводят много времени на тренировках, сборах, соревнованиях. В тренировочном процессе происходит личный рост человека как спортсмена и как личности. Здесь мы встречаемся, знакомимся, находим близких себе по духу людей и становимся друзьями.
Лично для меня знакомство с ориентированием началось в школьные годы с секции «Старт» и команды «Спартак», бессменным тренером этой команды является Астапова Тамара Федоровна. Именно она помогла мне понять, что же это за спорт, а еще передала мне часть своей любви и привязанности к нему и к людям, которые занимались вместе со мной. Тамара Федоровна за тренерскую деятельность получила звание отличника физической культуры и спорта. Настал такой момент, когда мне захотелось взять интервью у своего тренера. Тамара Федоровна – это тот человек, для которого ориентирование даже не часть, а целая жизнь. Именно поэтому она может не только поделится огромным опытом как спортсмен и тренер, но и объяснить, почему ориентированию все возрасты покорны и почему этот спорт для многих становится образом жизни.
— Тамара Федоровна, расскажите, где и как вы начинали заниматься ориентированием, кто стал вашим первым тренером?
— В ориентирование я пришла из лыж. С 5 по 9 класс мы с подругой занималась лыжными гонками. Были сильнейшими лыжницами в школе, выступали на районных и городских соревнованиях. И вообще мы были очень инициативными и активными девчонками. Именно поэтому в 69 году нас позвали для подготовки к районному слету школьников по туризму. Правда, вязать узлы не очень понравилось, а вот искать КП в лесу понравилось больше. Первым моим тренером была Батутина Галина Григорьевна, которая дала азы ориентирования и научила бегать по азимуту и читать карту. Но тренировалась я у нее всего полгода, а потом еще на полгода моим тренером стал Драпкин Михаил Арнольдович. Ориентирование мне приглянулось сразу, в первую очередь из-за сплоченного, дружного коллектива, в котором были студенты из ЧГПИ. Нас школьниц взрослые спортсмены приняли очень хорошо, взяли под свою опеку.
— А где прошли ваши первые сборы и соревнования и что больше всего запомнилось?
— По-моему, первые сборы прошли на Еланчике, мы бегали по дистанциям, которые планировал Горяинов. А запомнилось больше всего местечко «Шихан» под Краснотуринском. Мы бежали дистанцию по черно-белым картам, ксерокопиям, и попали в призеры. Но самое удивительное, что эти соревнования выпали на первомайские праздники, и мы даже не подозревали, что будем ходить по лесу с транспарантами и шариками. Забавная была картина. Но в то время полного понимания карты еще не было. Оно пришло на «Чебаркульских эстафетах», когда мы стали бегать по хорошим, цветным картам. Именно тогда мне полюбился и сам спорт. Мне всегда больше нравились командные старты, эстафеты. Они подстегивают и заставляют бороться еще с большей силой.
— Вы любите эстафеты, а болеть на смотровых КП за товарищей по команде и за своих воспитанников любите?
— Если честно, то не очень, потому что сильно переживаю за своих, нервничаю. Для меня проще самой находиться на дистанции, чем сидеть и ждать.
— Когда вы начали тренировать детей? Какие были сложности в самом начале карьеры?
— Я начала тренировать в 75 году, когда мне было 22 года. Первыми учениками были пятиклассники. Страха перед детьми никогда не было, особых проблем тоже. Почти сразу между мной и ребятами возникло взаимопонимание. Правда, ко мне больше прислушивались мальчишки, а девчонки иногда спорили. Дисциплина и авторитет тренера были сразу. Мы начинали всему учиться вместе: колоть дрова, разжигать костер и т.д. Конечно, когда я стала учить детей, ко мне самой пришло более совершенное понимание ориентирования.
— Какое время стало самым результативным для вас и ваших учеников?
—Таким временем я могу назвать годы работы в «Спартаке». На пять лет с 80 по 85 я уходила из дома пионеров в ДСО «Спартак». Тогда была возможность возить детей на сборы и соревнования по всему Союзу, нам выделяли деньги на дорогу, питание и проживание, стоило только подать заявку. Конечно, чтобы показывать хорошие результаты нужно иметь большой соревновательный опыт. Лучшая тренировка – это соревнования. Тогда мы ездили на Зоны и России Спартака. Помню на выделенные деньги группой из 12 человек мы поехали на сборы в Новороссийск, жили в прекрасных условиях в гостинице и плодотворно тренировались. Я с ребятами была в Барнауле, Белгороде, Казани, Набережных челнах, Прибалтики и т.д. Широкая была география наших поездок. Как-то собрались и поехали в Москву на многодневку, от челябинских спортсменов там не ждали хороших результатов. Говорили, что нечего нам делать на таких соревнованиях, а мы взяли и всех удивили. Мои ребята попали в призеры по юниорам. До сих пор помню, как Леша Дорма стал первым по группе М17, а Финогентов Андрей занял первое место по М15. Да и я сама выиграла по ветеранам. Но я всегда победы учеников ценила больше, чем свои личные, потому что знаю какая конкуренция у молодых.
— Кто из ваших учеников добился больших результатов в ориентировании, и вообще, кем вы особенно гордитесь?
— Не хочу хвалиться, но многие мои ученики стали хорошими людьми. А это ведь самое главное. Я всегда ценила и уважала людей именно за человеческие качества, а не за спортивные достижения. Я и сейчас помню своих первых ребят, они для меня как родные. Мы до сих пор встречаемся. Ребята, которые занимались у меня, приводят в секцию своих сестер, братьев и детей. Вот, например, Андрей Акельев, один из моих первых воспитанников, и сейчас старается ездить с нами на соревнования и на сборы вместе со своей семьей. Из моих учеников хорошо выступали Ирина и Лена Капленко, Наташа Буторина, Леша Дорма, Юра Черепанов и другие. Сейчас очень радует Овчинникова Ирина, мастер спорта. У нее характер победителя: упорная, трудолюбивая. Мой сын, Федор, отлично бегал по юниорам. Кстати сказать, мои дети и Катя, и Федя всегда тренировались на равных условиях с другими детьми, я никого не выделяла и не делала поблажек.
— К вам приходят заниматься в секцию дети от 10 лет, школьники, как вам удается заинтересовать их, вызвать желание тренироваться?
— Таня, ты правильно сказала. Сначала я стараюсь заинтересовать ребенка, создать ему необходимый стимул. Будь-то фотографии на фоне карты, висящие в секции на стене, чаепития после тренировок или призы и сувениры за спортивные успехи. Также немаловажно создать дружескую, радушную атмосферу в коллективе, сплотить ребят, чтобы им хотелось приходить в секцию и ради общения. Моя цель – сделать так, чтобы тренировка была в радость, тогда и ребенок без нажима со стороны родителей или тренера будет с удовольствием тренироватьс
— Тамара Федоровна, а еще я помню, что мы вели дневники тренировок и даже соревновались у кого по итогам месяца или сезона больше километраж. У вас и сейчас существует такая традиция?
— Конечно, ведь ведение дневников не только позволяет следить за тренировочным процессом спортсмена, за его спортивными достижениями, но и создавать атмосферу здоровой конкуренции между ребятами, а это всегда подстегивает к дальнейшему росту. Ты, наверно, помнишь, что я отсекала каждую тренировочную дистанцию и говорила вам, кто какое место занял, вы всегда хотели быть первыми даже на тренировках. Такое ведение тренировок приводило к планомерному наращиванию объемов и росту скоростных качеств спортсмена.
— Скажите, а когда у ребенка возникает осознанный подход к тренировкам, появляются личные спортивные амбиции?
—У каждого по своему, кто-то приходит с желанием побеждать и завоевывать медали, как например Ира Овчинникова, а кто-то только через некоторое время осознает необходимость личного роста. Если говорить в среднем, то лет с 14 мы начинаем вместе с учеником строить планы на его спортивное будущее, например, на попадание в сборную области. Я сама разговариваю с учеником, а иногда привлекаю и старших ребят, чтобы они тоже поучаствовали в обсуждении, поделились опытом, рассказали о преимуществах попадания в сборную. Здесь уже и детальная работа с картами, рисовка путей движения, разбор полетов, так сказать. Но я всегда была сторонником совмещения практической и теоретической работы: пробежали дистанцию – разобрали ее. Опыт показал, что так лучше запоминается.
— Расскажите, пожалуйста, а как вы боритесь с детскими страхами, ведь на дистанции бывает всякое: можно заблудиться, встретить дикое животное или просто чего-либо испугаться? И еще у вас лично наверняка бывали такие ситуации, поделитесь опытом.
— Да, за мою долгую спортивную карьеру, такие моменты конечно были. Вот, например, на Кошкуле я совершенно заблудилась, не знала, где нахожусь, забралась на хребет и увидела только простирающийся лес без конца и без края, очень испугалась. Или еще был случай в Казахстане на Боровом. Погода была жуткая, гроза, лес темный, страшный и в такой обстановке на меня вышли 5 или 6 сайгаков, не знаю какого они на самом деле были размера, но мне показались просто огромными. Я стояла как вкопанная, не знала куда бежать, и сайгаки уже ушли, а я все стаю не знаю, что делать. Меня один пробегающий мимо спортсмен спас, увидел и поинтересовался, что случилось. Оказалось, что я стою в пятистах метрах от финиша и судей не вижу, они от дождя спрятались. Но на будущее эти и другие подобные случаи не повлияли, страха никакого не осталось. Я просто знаю лес – мой друг, и со мной в лесу ничего не случится. Детей учу такому же отношению к лесу. Единственное, что городской парк, это конечно не лес, здесь можно встретить не только животного, но и человека с дурными намерениями. Но если об этом думать, то и из дому не выходить. А так я всегда с детьми хожу на тренировки, жду их, контролирую. Разминки и заминки они у меня все вместе стараются бегать, друг за другом присматривать. Но ты это и сама хорошо помнишь.
— А если чуть-чуть уйти от ориентирования, скажите, кем бы вы стали, если не тренером. Например, кем хотели стать в детстве?
— Честно сказать, я свою профессию очень люблю и не на какую другую ее не променяю. Я люблю лес с его соснами, березам, люблю его звуки, запахи. Люблю на много больше, чем город с многоэтажными домами и душными квартирами. Помню, я хотела стать журналистом и даже писала статьи про ориентирование и другие виды спорта в «Советский спорт», «Челябинский рабочий», «Вечерний Челябинск».
— Я сама по личному опыту знаю, что вы много внимания, времени и сил отдаете работе, а семья от этого не страдает?
— Это единственный минус моей профессии, кроме небольшой зарплаты. Семья конечно в чем-то ущемлена, но работать с детьми и не отдавать им частичку себя я не могу. Дело облегчается тем, что Сергей Анатольевич Астапов, мой муж, меня хорошо понимает. Он тоже ориентировщик, да и вообще мой бывший ученик. Когда я еще только начинала тренировать, он 17 летний юноша пришел ко мне в секцию по совету друга. Там мы и познакомились. Дети тоже, пока были помладше, занимались ориентированием под моим чутким руководством. Так мы всей семьей ездили на соревнования и сборы. Сергей с нами, если на работе отпустят. Для нашей семьи такие поездки – это отдых, а для меня еще и работа. Просто ориентирование стало моей жизнью, и я этому обстоятельству очень рада.
— Тамара Федоровна, как вы считаете, почему ориентированию все возрасты покорны и почему этот спорт для многих становится образом жизни?
— Это достаточно сложный вопрос, и у каждого, наверно, есть свои причины. Конечно ориентирование – очень интересный вид спорта, развивающий физические и интеллектуальные способности человека, но для меня самое главное то, что ориентирование учит ценить и понимать друг друга, природу и самого себя.
— И последний вопрос, после выхода на пенсию какие ваши дальнейшие планы?
— Оставлять свою работу я не собираюсь. Очень хотелось бы продолжать тренировать детей в клубе «Радуга» (Бывший «Старт»), который расположен близко с моим домом. Продолжать работать в центре детского творчества Курчатовского района. Воспитывать новое поколение ориентировщиков. Еще у меня есть желание создать группу, в которой ориентирование будет использоваться как методика для оздоровления. У меня после пенсии все продолжается, но идет поиск новых форм работы.
— Тамара Федоровна, спасибо вам большое за интервью, нет, за душевную беседу! Хочется пожелать вам дальнейших успехов в работе, чтобы все ваши пожелания на будущее сбылись. Я в свою очередь постараюсь почаще заглядывать к вам в гости и на тренировки.
— Конечно, приходи тренировки у нас, ты знаешь, со вторника по пятницу в три.
Беседу вела Татьяна Козина
Поделись с друзьями
Комментировать на сайте